КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

241035, г.Брянск, ул. Майской Стачки, д. 6

59-61-04, nartwor@mail.ru

 

Основы методического руководства

 деятельностью учреждений культуры клубного типа

 (методические рекомендации)

   Социокультурная ситуация в обществе характеризуется постоянными преобразованиями, существенно меняется и структура социально – культурной деятельности. В современных условиях учреждения культуры осуществляют государственную культурную политику, направленную на достижение наивысшего уровня их деятельности и создания эстетически организованной среды, оказывающей свое воздействие на человека в условиях досуговой деятельности. Знание теоретико-методологических, методических и организационно- управленческих проблем в этой сфере дает возможность преодолевать возникшие в ней проблемы. Изучение теории, методики и организации социально-культурной деятельности позволит осмыслить роль и место учреждений культуры в социо-культурных процессах, уточнение их цели, задач и функций  с одной стороны, и методического обеспечения практиков новой передовой методикой, эффективными средствами и формами работы, - с другой.

   Модернизация социально-культурной деятельности во многом зависит от совершенствования системы методического руководства. Проблемы методического обеспечения деятельности учреждений культуры в настоящее время особо остры. Это объясняется все более усиливающимися противоречиями между назначением социокультурной деятельности и ее практическим воплощением. Поэтому основная цель методического руководства заключается в сокращении разрыва между проектирующей социально-культурной деятельностью и ее практическим воплощением, в обеспечении этого процесса всеми видами практической помощи в ее различных областях и формах.

      Методическая деятельность - понятие, с которым связана любая организованная практика. Без методического обеспечения не может эффективно развиваться ни одна область человеческой деятельности.

     Сформировавшаяся в течение последнего десятилетия система методического руководства клубными учреждениями области на сегодняшний день утратила свою значимость: в годы социальной нестабильности вопросы методического руководства, базирующиеся на изучении, анализе и распространении передового опыта в клубной работе отошли на второй план. Методика изучения и внедрения передового опыта перестала быть предметом специального изучения. В условиях возрастающих требований, предъявляемых в настоящее время к содержательной стороне деятельности клубных учреждений и реализации различных программ, повышается роль методических служб. Сегодняшнее время можно назвать периодом поиска новых решений, которые бы определили дальнейшие пути.

 Но как показывает жизнь, формы работы, хорошо зарекомендовавшие  себя, являются актуальными и сегодня. Необходимо только научиться трансформировать и использовать их с учетом досуговых предпочтений населения.

 

    Модель методической службы предполагает осуществление методической деятельности, которая направлена:

      -на модернизацию содержания социокультурной деятельности;

      -на повышение профессионального мастерства работников культуры;

      -на своевременное оказание им методической помощи.

       Организационно-методическое обеспечение деятельности культурно-досугового учреждения на уровне муниципального образования осуществляют  методические службы различных видов: 

 Районные (городские) организационно-методические центры;

 -Районные (городские) информационно-методические центры;

 -Районные (городские) координационно-методические центры;

 -Методические кабинеты при культурно-досуговых учреждениях (РДК, ЦДК и пр.)

-Методические (организационно-методические, информационно-методические, научно-методические отделы при муниципальных органах управления культурой).

 
   Предметом деятельности районной (городской) методической службы является организационное, информационное, методическое и творческое обеспечение учреждений культурно-досуговой сферы и других организаций различных организационно- правовых форм, расположенных на территории  муниципального образования (с 2006 года – городского округа или муниципального района ) и ведущих работу по сохранению и развитию традиционной народной культуры, любительского искусства и социо-культурной  деятельности.

 

     Примерный перечень функций методической службы:

 -   методическое обеспечение и координация процессов сохранения нематериального культурного наследия, развитие народного творчества и социокультурной интеграции через сеть учреждений культурно-досугового типа, организаций других организационно-правовых форм, общественных объединений и творческих коллективов;

 -  организационное обеспечение муниципальных проектов и программ в сфере традиционной народной культуры, любительского искусства, социокультурной интеграции и патриотического воспитания;

 -   информационное обеспечение субъектов региональной культурной политики по предмету деятельности;

 -  творческое воплощение художественных проектов и программ, отражающих результаты государственной культурной политики по сохранению нематериального культурного наследия, развитию любительского искусства, социокультурной деятельности и патриотического воспитания;

 -  осуществление связей по вопросам организации и участия специалистов культурно-досуговой сферы и любительских коллективов в фестивалях, конкурсах и смотрах       областного, всероссийского и международного уровней;

 -    разработка методик сохранения и интеграции традиционной культуры в современные общественные процессы;

 - организация районных (городских) фестивалей, смотров, конкурсов, других общественно-культурных акций;

 -    сбор и фиксация на различных носителях образцов народного творчества;

 -   сбор и обобщение государственных статистических данных по сети культурно-досуговых учреждений муниципального образования;

 -  мониторинг деятельности культурно-досуговых учреждений, аналитическое обобщение творческих, досуговых и социокультурных процессов;

 -   создание базы данных по жанрам народного творчества, культурно-досуговой деятельности, правоприменительной практике и др.;

 -  разработка и издание методических материалов по различным аспектам народного творчества и культурно-досуговой деятельности;

 -   повышение квалификации руководителей и специалистов по народному творчеству и культурно-досуговой деятельности, передача навыков через систему постоянно действующих выставок, студий, мастер-классов,семинаров;

 -  обеспечение условий для работы комиссии по присвоению звания «народный коллектив», ведение базы данных о народных коллективах муниципального образования.

 

Примерный перечень услуг, оказываемых методической службой:

 -  разработка и методическая помощь в реализации комплексных социокультурных программ, разработка программ и проведение социологических исследований в сфере культурно-досуговой деятельности с формулированием итоговых практических рекомендаций;

 -  проведение фольклорно-этнографических экспедиций с расшифровкой собранных материалов;

- разработка сценариев и осуществление постановок массовых праздников и театрализованных представлений;

      -   обучение народным, художественным ремеслам, организация школ, студий, мастерских, классов;

-   производство печатной, аудио-, видео- и кинопродукции;

 -   разработка методических материалов и учебных программ и т.д.

 

Продуктивность методического руководства  зависит от решения  следующих задач:

 - создание системы информационного обеспечения методических органов и учреждений культуры, обеспечение практиков качественными методическими материалами, содействие в обмене передовыми методиками между учреждениями культуры;

 -   создание, апробирование и внедрение инновационных социокультурных программ с учетом изменяющихся общественных потребностей;

 -  создание банка данных о видах, формах и методах социокультурной деятельности; изучение новых технологий и разработка рекомендаций по возможности их использования с учетом специфики и реальных возможностей;

 -   оказание практической помощи учреждениям культуры в освоении новых методов, передовых методик организации и осуществления социально-культурных программ;

 - издание справочно-информационного, сценарного методического, репертуарного материала;

 -  создание системы повышения профессионального мастерства работников культуры;

 

Ожидаемые результаты:

 -    создание оптимальных условий для развития системы методического обеспечения;

- разработка методического инструментария для организации эффективной информационно- методической деятельности клубных учреждений;

-   создание банка данных опыта деятельности социально-культурной сферы Брянской области;

-  повышение качества организации досуга местного населения, особенно сельского.

 

Эффективность методического руководства заключается в поиске, анализе передовых методик, их апробации, моделировании, внедрении в конкретных условиях социально-культурной деятельности; в регулировании процесса в соответствии с актуальными  проблемами реструктуризации всех сфер жизни общества с учетом изменяющихся потребностей и уровня духовного развития различных групп населения.

     Методическая служба может существовать:

 -  как специализированное учреждение (являться самостоятельным юридическим лицом или быть в составе централизованной структуры)

 -   как специализированное структурное подразделение (отдел, кабинет) в ведущем культурно-досуговом учреждении муниципального образования.

      В целях укрепления межведомственных связей по организации культурно-досуговой работы с населением возможно создание межведомственных (межотраслевых) методических объединений.

 

В организации работы методической службы органы управления культуры руководствуются действующим законодательством, а также    «Примерным положением о методической службе в сфере культурно- досуговой деятельности» (см.Приложение).

 

 Рекомендуемая литература

 1.     Волощенко Г.Г. Народный досуг: социокультурные аспекты генезиса и развития. СП, 1999.

 2.     Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. М.,1994.

 3.     Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. М.,1998.

 4.     Зазерский Е.Я.. Соломоник А.Г. Организация и методика клубной работы. М.Просвещение. 1975.

 5.     Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М.:МГУКИ, 1999.

 6.     Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. СПб., 1998.

 

                                                                                                       

                                                                                                       Приложение

                                                                                                                               Проект

 
                                                      

ПРИМЕРНОЕ  ПОЛОЖЕНИЕ

 о районной (городской) методической службе

в сфере культурно-досуговой деятельности

 

                           1.Общие положения

1.1.    Районная (городская) методическая служба (центр, кабинет и пр.), именуемая далее РМС, создается в целях повышения качественного    уровня организации деятельности по сохранению, поддержке и развитию народного творчества, культурно-досуговой деятельности, национальных традиций, любительского движения.

1.2.     РМС находится в ведении муниципального органа управления культурой.

1.3. РМС осуществляет организационно-методическое руководство культурно-досуговыми учреждениями и коллективами народного творчества (независимо от их ведомственной принадлежности), изучение и обобщение передового опыта культурно-досуговой деятельности и любительского художественного творчества, его распространение и внедрение.

 1.4.  В составе РМС объединяются под единым руководством специалисты культурно-досуговой сферы, призванные осуществлять методическое обеспечение учреждениями культуры муниципального   образования     ( городского округа, муниципального района).

 

                          2.Основные задачи и функции РМС

 2.1.    Основными задачами РМС являются:

 -проведение анализа состояния и процессов развития художественного народного творчества и культурно-досуговой деятельности в муниципальном образовании;

 - изучение культурных запросов и досуговых предподчениц жителей муниципального образования;

 -изучение, обобщение и распространение передового опыта работы культурно-досуговых учреждений, клубных объединений и коллективов народного творчества;

 - организационное обеспечение и творческое воплпщение муниципальных проектов и программ в сфере традиционной народной культуры, любительского  искусства, социокультурной интеграции и патриотического воспитания;

 -обеспечение культурно-досуговых учреждений репертуарно-методическими материалами;         

 -  содействие развитию любительского художественного творчества;

 - повышению художественного уровня  репертуара и исполнительского мастерства участников художественной самодеятельности;

 - осуществление мероприятий по подбору, воспитанию и повышению квалификации работников культурно-досуговых учреждений, руководителей коллективов  художественной самодеятельности, любительских объединений и пр.

 -изучение народных промыслов, ремесел, традиционной народной культуры муниципального образования, содействие их сохранению, развитию и популяризации.

2.2.   Основным принципом деятельности РМС по совершенствованию работы культурно-досуговых учреждений является объединение  усилий всех учреждений и организаций, призванных вести работу среди населения по формированию социально- активной личности.

2.3.      Для выполнения основных задач РМС:

- анализирует статистические и отчетные данные о деятельности культурно-досуговых учреждений, развитии народного творчества;

-  разрабатывает рекомендации и предложения по дальнейшему совершенствованию деятельности культурно-досуговых учреждений, развитию художественной самодеятельности;

-  осуществляет постоянные связи с областными методическими структурами, организует проведение научных и социологических исследований, экспериментов по актуальным проблемам культурно-досуговой деятельности и народного творчества;

-   участвует в разработке и реализации муниципальных проектов и программ в сфере традиционной народной культуры, любительского искусства, социокультурной интеграции и патриотического воспитания;

-  организует и проводит зональные ( окружные) и районные семинары работников культурно-досуговой сферы, стажировки вновь назначенных работников, контролирует выполнение плана  повышения  квалификации кадров на областных курсах и семинарах;

-    оказывает помощь учреждениям культуры в формировании репертуара для коллективов художественной самодеятельности;

- разрабатывает методические материалы в помощь культурно-досуговым учреждениям с учетом специфики местного сообщества;

- распространяет и внедряет методические материалы, пособия, сценарии, рекомендации по развитию любительского художественного творчества, совершенствованию культурно-досуговой деятельности. Издаваемые центральными издательствами, областными методическими структурами, а также собственные материалы;

-    формирует фонд  репертуарно-методической литературы, аудио и видеотеку, базы данных по жанрам народного творчества, культурно-досуговой деятельности, правоприменительной практике и др.;

-   принимает участие в организации, подготовке и проведении районных (городских ) фестивалей, смотров, конкурсов любительского художественного творчества , смотров –конкурсов работы культурно-досуговых  учреждений, других общественно-культурных акций, а также конференций , совещаний по проблемам культурно-досуговой деятельности и народного творчества;

-  организует культурное обслуживание отдаленных малонаселенных пунктов и производственных участков силами культурно-досуговых  учреждений, а при наличии творческих коллективов при РМС , своими собственными;

- выявляет потребность культурно-досуговых учреждений муниципального образования в специалистах с высшим и средним специальным образованием, вносит предложения по распределению молодых специалистов, организует сбор абитуриентов для поступления в учебные заведения культуры;

-    организует экспедиции по изучению народных промыслов, ремесел, фольклора.

 

 3.Права РМС

 

3.1. Районная методическая служба имеет право:

 -  проверять состояние работы культурно-досуговых учреждений и коллективов художественной самодеятельности на территории муниципального образования и вносить предложения по дальнейшему улучшению их деятельности;

- вносить на обсуждение муниципального органа управления культурой, общественного совета по культуре отчеты и сообщения руководителей культурно-досуговых учреждений, коллективов художественной самодеятельности и клубных объединений;

-   принимать участие в разработке нормативных документов по вопросам развития культуры в муниципальном образовании;

-   привлекать специалистов для разработки репертуарно методических материалов, создания сценариев, их редактирования и рецензирования, выступлений на семинарах, а также для подготовки эскизов, костюмов, оформления культурно-досуговых учреждений, изготовления наглядных и других пособий;

-    устанавливать контакты с другими методическими службами области, организовывать обмен репертуарными и методическими материалами по культурно-досуговой деятельности и народному творчеству;

-   проводить в установленном порядке показательные выступления ( как на платной, так и на бесплатной основе) лучших любительских коллективов, другие массовые мероприятия;

-  создавать на самоокупаемой основе платные кружки, школы, студии, творческие объединения и лаборатории.

 

4.Структура и штаты РМС

4.1.   Структура и штаты РМС разрабатываются с учетом ее задач и функций и утверждаются органом управления культурой муниципального образования.

4.2.    РМС имеет внештатных консультантов по основным направлениям культурно-досуговой деятельности и жанрам народного творчества из числа сотрудников РДК, народных коллективов, детских школ искусств и т.д., а также привлекает специалистов из организаций и учреждений  других ведомств.

4.3.    РМС имеет базовые культурно-досуговые учреждения и коллективы любительского творчества, осуществляет на их основе экспериментальную проверку перспективных методик. Ведущим базовым учреждением РМС является РДК.

 

5. Руководство РМС

5.1.     Возглавляет РМС заведующий, который назначается и освобождается приказом руководителя органа кправления культурой муниципального образования.

5.2.    При РМС на правах совещательного органа создается художественно-методический совет ( или – районный (городской) межведомственный совет по культуре), в состав которого входят работники органов и учреждений культуры, представители творческих союзов и обществ, заинтересованных ведомств и организаций.

             

Положение о Совете и его состав утверждаются органом управления           культурой муниципального образования.

5.3.   РМС работает на основе перспективных и текущих  планов,  целевых комплексных программ, отчитывается о своей деятельности перед муниципальным органом управления культурой и областными  методическими структурами в установленном порядке.

5.4.  Реорганизация и ликвидация РМС производится в установленном  законом порядке.

ssylka bus gov ru
МИНКУЛЬТ
Правительство
Департамент культуры Брянской области
туризм
грднт