КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

241035, г.Брянск, ул. Майской Стачки, д. 6

59-61-04, nartwor@mail.ru

Основы народной манеры пения

Методические рекомендации для руководителей народно-певческих коллективов

методиста по традиционной народной культуре Алексашкиной О.Е.

 

 

Народная манера пения. Основные принципы.

Народная песня и народная манера пения, наряду с языком – важнейшие составляющие русской этнической культуры. «Особенности этноса в большей степени проявляются в языковых компонентах языка – в речи, интонации. А речевые интонации, выраженные через попевки, звуковые образы, - и есть народная манера пения». Такое определение дает В.И. Байтуганов, преподаватель школы Русской традиционной культуры «Васюганье» Новосибирской области. Похожее определение дает и Нонна Васильевна Калугина в книге «Основы методики работы с русским народным хором»: «Народная манера пения - это целый комплекс вокально-исполнительских средств и приемов, сложившихся на основе местных историко-культурных и художественных традиций под воздействием бытовой певческой среды. Народная манера пения основана на особенностях диалекта, муз. языка и исполнительского опыта ряда поколений народных певцов одной местности. Мастера традиционного пения бережно сохраняли и передавали из поколения в поколение приемы и способы исполнения народных песен. Известна особая терминология, которой пользуются народные мастера –песенники, пытаясь объяснить новичкам, как нужно петь ту или иную песню: «Бери шибче» - т.е. выше, о громком пении - «Петь в свой рост», о сдержанном – «Петь важненько, для себя», «Колены выводить», «За следом петь». Частушки - кричали, а песню - играли. Своеобразным термином пользуются «бабушки», когда пытаются объяснять пение на улыбке – «Руку к уху, рот корытцем». В данной манере поют сибирские старообрядцы.
         Петь точно как народ – по строю и по характеру интонирования, копируя образец народного исполнения в его диалектном варианте – такую задачу ставят перед собой аутентичные фольклорные коллективы. А музыкальное мышление профессионального концертирующего музыканта, певца-солиста отличается от мышления бытового исполнителя, т.к. последний поет так, как пел всю жизнь, импровизирует, сказывает песню, а обучающийся певец не ощущает песню как свою живую речь, в его пении всегда слышно деление на такты и ноты. Сцена, с которой имеет дело народный концертирующий певец, диктует свои законы, т. к. сценическое искусство - это самостоятельное искусство и обладает своими законами сценической речи; концертирующий певец претендует на профессиональное мастерство, особую форму контакта музыканта и аудитории, что несомненно отличается от бытового пения. Последние два столетия в России активно проходил процесс культивирования народной песни, что привело к возникновению профессионализма в исполнительской стилистике и рождению новой формы исполнения народной песни. Тогда же начались поиски новой манеры пения. Они шли по двум направлениям:
• по возможности точного сохранения аутентичных образцов диалектных манер Р.Н.П.;

 • профессиональной постановки голоса в общерусской (наддиалектной) манере.
        Диалект в народном пении хотя и является основным и наиболее специфическим его признаком, но при этом оказывает ограничительное влияние: развивает певца в узколокальном направлении, ущемляя диапазон и репертуар нормами одного музыкального диалекта. Обучение народному пению на основе общерусского языка дает сумму специальных навыков, знаний и умений, на основе которых певец сможет сымитировать практически любой музыкальный диалект.
При обучении народному пению нужно учитывать всеобщие компоненты вокального искусства, такие как:


• певческое дыхание;
• высокая певческая позиция;
• округление звука;
• единая манера звукообразования;
• подвижность артикуляционного аппарата;
• мягкая атака звука;
• кантиленное звуковедение.


Пение – физиологический процесс, связанный с деятельностью человеческого организма. В работе над голосом нужно исходить из объективно существующих законов голосовой функции, хорошо изученных академической вокальной школой. Но тем не менее каждая школа специфична. Проведем сравнительную характеристику:

Народное пение

Академическое пение

открытый способ голосообразования

прикрытый способ голосообразования

речевая манера голосоведения

вокализированная манера голосоведения

вибрато как следствие естественного (в речи) колебания голосовых складок в процессе безусловно-рефлекторного речепения

вибрато как вокально-акустический прием, следствие искусственного условно-рефлекторного колебания голосовых складок в процессе фонации

артикуляция речевая

артикуляция штриховая

выразительные приемы устной традиции

выразительные приемы письменной традиции

однорегистровое пение в пределах октавы

пение на соединении регистров в диапазоне не менее двух октав

пение на местном наречии

пение на общерусском (литературном) языке


Общерусский язык и соединение регистров помогает профессиональной школе народного пения, созданной в Академии им. Гнесиных профессорами Ниной Мешко и Людмилой Шаминой, преодолеть локальные моменты не нарушая специфики народного пения.
Определяющим принципом обучения народному пению является сохранение признаков певческой традиции:


• естественный, близкий звук;
• незначительная вибрация голоса, придающая лишь тембровую окраску;
• дикция, близкая разговорной речи;
• естественное головное резонирование, без яркого прикрытия голоса;
• плотное грудное звучание.


        Народный голос отличает яркое, звонкое, светлое звучание. Весь звук сосредоточен как бы «на губах». Это формирует особый склад мышления народных певцов – «пою, как говорю», что определяет характерность

народного стиля исполнения.


        Особенности народного вокала могут быть переданы певцом только при условии сформированного у него вокального мышления, которое складывается как бы из двух компонентов – «вокально-звукового» и «вокально-речевого» мышления. Вокально-звуковое мышление контролирует акустическое качество звука, образно представляемого резонирующим, вертикально направленным, воздушным столбом, основание которого поддерживается целенаправленной работой мышц, участвующих в обеспечении певческого дыхания, а точка фокуса высокой певческой позиции, отражая звук, сообщает ему дальность полета и уровень яркости.
Вокально-речевое мышление контролирует речевой характер звукоподачи и и звуковедения по образцу распевной речи, с опорой гласных букв в точке фокуса грудного резонирования и удержания их формы на кончике языка, упирающегося в нижние резцы.
Рассмотрим отдельно каждую характерную черту народного пения.
1. Певческое дыхание отличается от обычного своей целенаправленностью на обеспечение фонационного процесса. Если при разговоре дыхание расходуется и живот как бы втягивается, то при пении все должно быть наоборот: дыхание удерживается мышцами пресса и живот слегка выпирает вперед. Основой формирования певческого дыхания является диафрагмальный тип дыхания. У народных певцов это нередко определяется выражением «петь на столбе». для отработки навыков диафрагмального дыхания используются следующие упражнения:
• «Насос» - активные вдохи и выдохи, при имитировании работы насоса;
• «Испуг»- активный короткий вдох, как бы испугавшись;
• Филировка звука на удобной высоте:

2. Высокая певческая позиция связана с работой мягкого нёба. Чтобы буквы-звуки не звучали плоско нужно немного приподнять мягкое нёбо (положение зевка). Для выработки ВВП полезно использовать йотированные гласные и петь с закрытым ртом на согласные «Н» и «М»:

3. Для певца необходимо петь в единой манере звукообразования. Это может быть в определенной локальной традиции или в рамках общерусского языка. Оформление гласных по единому образцу достигается путем фиксированного положения ротоглоточной полости и закрепленной артикуляционной установки органов речи, речевой фонетике данного диалекта. Певческая традиция может передаваться в единой манере голосообразования, окрашенной акустикой ротоглоточной полости, находящейся в положении гласной «Ы» или «Э»:

         Наиболее резонативными гласными считаются Е И У, согласные Н М Л. Они способствуют достижению единорегистровости звучания голоса.
Чтобы избежать фонетической пестроты в звукообразовании, используются прием мысленной корректировки гласных звуков, предрасположенных к плющению. например, «А» петь ближе к «О», «Е» к «Ё», «И» как «Ю» (пою И – думаю Ю) – вертикальное оформление звучания.
4. Округление гласных звуков достигается фокусировкой головного резонирования: положение зевка и вертикальное оформление пения (губы в улыбке, воздушный столб фокусируется на зубах или на нёбе).
5. Фокус грудного резонирования находится в центре грудной клетки и ощущается как вибрация в области гладкой мускулатуры, сокращающейся при эмоциональном возбуждении. Грудной резонатор – фокус энергии эмоций. Это точка опоры гласных букв. Приемы для достижения ощущения грудного резонирования:


• Громкий, но безмолвный крик «А»;
• Гомерический смех «Ха-ха-ха»;
• «Гавканье»;
• Крик-зов «Эй».


Грудной резонатор обогащает голос обертонами, придает ему силу и насыщенность.
6. Фокус головного резонирования ощущается певцами разных типов в разных местах: в переносице, в лобной пазухе, на зубах. Достигается собиранием звука в пучок, в луч. Головной резонатор гарантирует Высокую певческую позицию и помогает легко достигать верхние звуки диапазона, придает серебристость, звонкость, полетность, звонкость в пении, обеспечивает технику соединения регистров.

7. Наибольшей трудностью для певца является соединение регистров. Этот навык требуется для произведений большого диапазона (все, что больше октавы). данные произведения можно исполнять, сохраняя открытую манеру на всем протяжении диапазона, используя для этого прием переключения с грудного в головной регистр, который заключается в мысленной подготовке и осуществлении конкретных действий:

• мягкой атаки;
• эластичного дыхания;
• работа артикуляционного аппарата настроена на оформление «Вертикальной «линии звука.
• близко-высокий выброс гласной буквы с одновременной её опорой на точку фокуса грудного резонирования.

8. Соединение регистров связано с работой органов артикуляции. Важно сохранять в народном пении речевой характер артикулирования, стабилизирующий естественный объем и форму полости рта и помогающий добиться опережающего действия речи в синтезе слова и напева.
Положение языка играет важную роль в народном пении. Язык должен быть плотно прижат к нижней челюсти (как бы ложечкой) и упираться в нижние резцы, что обеспечивает «вынос» голоса наружу. Все буквы нужно формировать на кончике языка и на губах.
Губы должны работать мягко, но активно, формируя звуки.
Нижняя челюсть должна действовать свободно и слитно с языком. Часто встречается такой недостаток, как зажатая нижняя челюсть. На ударных гласных нижняя челюсть опускается (вместе с языком), а на безударных должна находиться в спокойном естественном состоянии.

  Итак, наиболее яркий акустический эффект в пении достигается вертикальным совпадением точек фокусов резонирования (грудного и головного), точно найденных и настроенных на одну фонационную волну, програмируемую вертикально. Это и есть народная манера пения, нацеленная на универсальность и профессионализм.

 Список литературы:

1. Байтуганов В.И. «Народная манера пения и обучение ей»
2. Калугина Н.В. «Основы методики работы с русским народным хором».
3. Шамина Л.В. «Школа народного пения»

 

ssylka bus gov ru
МИНКУЛЬТ
Правительство
Департамент культуры Брянской области
туризм
грднт
Роскомнадзор