КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

241035, г.Брянск, ул. Майской Стачки, д. 6

59-61-04, nartwor@mail.ru  

Схема проезда

С 7 по 19 января 2021 года в рамках Двенадцатого областного фестиваля искусств и народного творчества «Рождественские встречи» лучшие фольклорные коллективы культурно-досуговых учреждений Брянской области представят реконструкции фрагментов обрядов и праздников на основе традиционного народного творчества Брянской области со святочно-рождественскими действами: славление Рождества Христова, колядование, игры ряженых и др. Все они будут сопровождаться  величальными песнями, коляд­ками и щедровками.

Большой праздник фольклора продлится несколько дней. Уже накануне Рождества зрители увидят обряды «Куття» и «Свеча», характерные для села Верещаки Новозыбковского района. Также в ходе фестиваля можно будет познакомиться с другими обрядами, бытовавшими в деревнях и селах районов Брянской области.

В этом году в «Рождественских встречах» примут участие коллективы из г. Брянска, г. Сельцо, г. Фокино; Клинцовского, Гордеевского, Злынковского, Суражского, Красногорского, Новозыбковского, Погарского, Севского, Стародубского, Почепского, Унечского, Дубровского, Жуковского, Мглинского, Трубчевского районов Брянской области.

Целью фестиваля является сохранение и популяризация народных традиций празднования Нового года, Рождества Христова, святочной недели и Крещения в Брянской области.

 

ПРЕДСТАВЛЯЕМ ВИДЕОРАБОТЫ УЧАСТНИКОВ ФЕСТИВАЛЯ:

________________________________________________________

В ночь с 6 на 7 января — Рождественский сочельник, который подводил черту под прожитым годом, завершая Рождественский пост. В деревнях и селах этот день сопровождался особенными символическими обрядами.

Народным фольклорным коллективом «Карагод», Верещакского сельского Дома культуры (Новозыбковский район), руководитель Клименок Галина Анатольевна, представлены фрагменты двух обрядов: «Куття» «постная» – под Рождество и «Свеча», реконструированных по фольклорно-этнографическим материалам, собранным в селе Верещаки Новозыбковского района.

«Куття» — это каша, которую варили из различных круп (гречи, пшеницы, риса, ячменя; могли их смешивать), но только из цельного зерна. Накануне Рождества ничего не ели до вечерней службы, а после неё ели только эту кашу. Также её давали курам, корове и другим домашним животным.

«Свеча» — обряд, связанный с иконой, которая находилась поочередно в домах всех достойных людей села. Сам обряд заключался в переносе иконы из дома, где находилась, в другой дом, к другим хозяевам. По словам одной из старейших жительниц села, храм в селе был разорен, служащие убиты (30-е годы 20 в.), поэтому обряд проходил без батюшки именно в день Рождества.

Старики собирались в доме, где икона, с утра, а молодежь еще с утра работала в колхозе (бригадиры давали наряд, несмотря на праздник, а выполнив наряд бригадира, молодые люди бежали на обряд). На обряде присутствовали певчие, которые проводили молебен и молились вместе с людьми. Хозяева готовили праздничный стол. После молебна хозяева приглашали всех гостей к столу и договаривались с людьми, кто будет забирать икону.

Перед обедом пели все «Отче», а когда забирали «Свечу», исполняли тропарь Праздника «Рождество Твое, Христе Боже наш».  Дорогу застилали дорожками и посыпали соломой, чтоб дорога была мягкой и легкой. Участвующие в переносе люди, кто желал, проходили под иконой и просили Матерь Божью о милости.

Народный фольклорный коллектив «Карагод»,

МБУК «МКДО Новозыбковского района» структурное подразделение «Верещакский СДК»,

руководитель Клименок Галина Анатольевна, Новозыбковский район

________________________________________________________ 

7 января – второй день Святок, Светлое Рождество Христово!

С первым утренним ударом колокола все спешат в церковь на праздничное церковное богослужение, которое возвещает о том, что Невидимый Бог родился и стал Человеком, то что Он дал возможность всему человечеству избавиться от тления и смерти, «простил грехи», «дал бессмертие Душе», «исполнил пророчества», «заменил ложь на веру» в истину, «привел всех ко живоносному свету».

Главными песнопениями в праздник Рождества являются тропарь и кондак.

Тропарь – краткое молитвенное песнопение, прославляющее праздник.

Кондак - (в переводе с греческого «палочка, на которую наматывался свиток с текстом») – одна из важнейших православных молитв, посвященная тому или иному священному событию или празднику, и исполняется на богослужебном церковнославянском языке.

По-русски текст этого песнопения звучит так: «Рождение Твое, Христе Боже наш, источило миру свет ведения: ибо те, кто служили звездам, звездой были научены кланяться Тебе, Солнцу Правды, и познавать Тебя, Восток с высоты. Господи, слава Тебе».

Кондак: «Сегодня Дева рождает сверхсущего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят вместе с пастухами, волхвы же путешествуют за звездой, потому что ради нас родился юный Младенец — Предвечный Бог». 

 

Певчие Храма во имя святителя Николая города Сельцо

 

Во многих деревнях и сёлах нашей области поздравительные обходы получили название «Христа славить». В этих случаях, в первую очередь, исполнялся церковный Рождественский тропарь «Рождество твое, Христе Боже наш», а потом другие песнопения, нередко стихи, в тексты которых включены образы Христа, пресвятой Девы Марии, Святого Василия Великого, Святого Иоанна Крестителя.

Селяне ходили по дворам, пели песни, прославляющие рождение Богомладенца Иисуса Христа и поздравляли всех с Рождеством! 

 

Народный семейный фольклорный ансамбль «Горошины»,

ГАУК «Брянский областной методический центр «Народное творчество»,

руководитель Булаткин Иван Михайлович.

 

В день Рождества (7 января), когда снималось ограничение на скоромную пищу, домочадцы собирались за богато накрытым столом. Рождественский стол состоял из вкусных и праздничных блюд, так как считалось, чем обильнее угощение, тем благополучнее будет предстоящий год. Стол накрывали на всех присутствующих, добавляя дополнительные приборы для умерших в прошедшем году родственников и обязательно пели рождественские песнопения.

Народный фольклорный коллектив «Истоки», Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Межпоселенческий центр культурно-досуговой работы» Клинцовского района Гулевское структурное подразделение, руководитель Пожарская Валентина Александровна, 

Клинцовский район

 

 

________________________________________________________

В первый или второй день Рождества группы людей по пять-шесть человек ходили из дома в дом со звездой, что символизировало волхвов, которые шли на свет чудесной звезды, взошедшей над Вифлеемом в момент рождения младенца Иисуса.

Волхвы по преданию – это три восточных мудреца, которые принесли в дар рождённому младенцу Иисусу ладан, золото и смирну.

Войдя в дом, они сначала прославляли рождённого младенца Иисуса Христа, а затем поздравляли хозяев и желали им богатства и изобилия в наступающем году.

Хозяева дома благодарили пришедших к ним за поздравление и подносили им различные угощения.

 

Фольклорный ансамбль «Звонница», МБУК «Районный межпоселенческий культурно-досуговый центр», руководитель Попелыш Юлия Ивановна, Суражский район

 

Народный ансамбль русской песни «Дрема», МБУК «Трубчевский межпоселенческий Центр культуры и отдыха», руководитель Кильпикова Татьяна Филипповна, Трубчевский район

 

________________________________________________________ 

Традиция празднования Святок очень яркая и разнообразная. Это было самое насыщенное различными обрядовыми действиями время. Гуляния продолжались на протяжении всех Святок с 7 по 19 января.

В это время колядовщики рядились «козой» или «цыганами», обходили дворы, поздравляя хозяина с хозяйкой и их семью. Им пели величальные песни, колядки и щедровки, желая всем долголетия и семейного благополучия.

В святочных песнях всегда звучал припев-возглас: «коляда», «святый вечер» или «щедрый вечер». Все эти песни воспевали сытость и довольство и способствовали хорошему урожаю, богатству, счастливому браку.

Вместе со взрослыми святки праздновали и дети. Они бегали по домам и пели колядки и щедровки. Зачастую они являлись с полным лукошком зерна и,войдя в дом, «рассеивали» его по избе. За это дети получали угощение - сухофрукты, пышку, оладушку, мелочь и др. Все дары они складывали в сумочки и бежали в следующий дом. Хозяева зерно выметали и отдавали курам.

 

Детский образцовый фольклорный ансамбль «Маков цвет», МБУДО «Дубровская детская школа искусств», руководитель Кротова Ирина Александровна, концертмейстер Поляков Иван Иванович

 

Детский фольклорный ансамбль «Соловушки», МБУК «Гордеевский культурно-досуговый центр», руководитель Олейник Галина Викторовна

 

Образцовый обрядово-игровой коллектив «На златом крыльце», МБУК «Городской Дворец культуры им. Д.Н. Медведева» - структурное подразделение «Городской Дом культуры п. Бежичи», руководитель заслуженный работник культуры Брянской области Шведова Лариса Вячеславовна, г.Брянск

 

Фольклорная студия «Зарянка», МБУК «Городской Дворец культуры железнодорожников», руководитель Ситникова Татьяна Васильевна, концертмейстер Васекин Игорь Игоревич, г. Брянск

 

Фольклорный коллектив «Сувенир», ММБУ «Злынковское культурно-досуговое объединение» - структурное подразделение «Вышковский Дом культуры»,

руководитель Ганжова Марина Владимировна

 

Фольклорный ансамбль «Топотушки», МБОУ «Стародубская СОШ № 2»,

руководители:  Евгения Маркарян, Анастасия Торикьян

 

________________________________________________________

Во время Святок деревенская молодёжь проводила обряд колядования. Парни и девушки ходили от дома к дому с пением величальных, благопожелательных, поздравительных новогодних песен — колядок. Колядки, предназначались всей семье или каждому ее члену в отдельности.

Колядки начинали исполнять при подходе к дому, затем величали хозяев и их дом. В концовке требовали вознаграждение за своё творчество. После получения даров и угощения, хозяину, его жене и детям в новом году желали: счастья, здоровья, богатства и урожая.

А если случалось, что хозяева держали ворота на запоре, не пуская в дом колядующих, или оказывались скрягами, то тогда могли и ворота сломать, и унести попавших под руку курицу или петуха.

На Святках самым насыщенным днём был «Васильев вечер» (13 января).

Вечером парни водили «козу», а девушки ходили щедровать или колядовать. Козу водили с гармошкой, с бубном («барабаном») и взрослые, и мальчики, но отдельно, у каждой компании своя коза. С козой заходили в хату, а девки и женщины пели «щёдры» под окном, им в хату заходить было нельзя, даже угощение им выносили на улицу или подавали в окно. Позднее традиция утратила такую строгость, и в «козу» стали рядиться и женщины. Обряд «Вождение козы» символизировал круговорот времени и возрождение природы. Центральное место обряда - это исполнение песни «Где коза ходит, там жито родит…». Песня сопровождалась танцем-пантомимой: вначале коза кланялась хозяевам, затем танцевала и задиралась к молодым девушкам, ласкалась к малым деткам, затем же, как правило, она «умирала», её безуспешно лечили, и лишь получив подарки, она «воскресала». Не пустить в дом тех или иных считалось плохой приметой, ведь именно с ними в жилище приходит добро.

 

Народный фольклорный коллектив «Истоки», МБУК «Межпоселенческий центр культурно-досуговой работы» Клинцовского района Гулевское структурное подразделение, руководитель Пожарская Валентина Александровна

 

Фольклорный ансамбль «Берегиня», МУК  «Межпоселенческое культурно-досуговое учреждение» (клуб им. 1 Мая) - структурное подразделение «Брянкустичский сельский Дом культуры», руководитель Коварда Любовь Егоровна, Унечский район

 

Фольклорный коллектив «Карагод», театральный коллектив «Скоморохи», МБУК «Районный межпоселенческий Дом культуры» – структурное подразделение Шуморовский СДК, руководители: Жукова Татьяна Вячеславовна, Рыжако Галина Ивановна,  Почепский район

 

Народный ансамбль русской песни «Бабочки», Муниципальное бюджетное учреждение культуры Севского муниципального района «Межпоселенческий районный культурно-досуговый центр», руководитель Бурносова Нина Александровна

 

Народный фольклорный ансамбль «Ленок», МАУК «Культурно-досуговый центр» г. Фокино, руководитель Сергеева Елена Ивановна

 

Фольклорный коллектив «Сударушка», МБУК «Жуковский районный Дом культуры» - ОСП «Шамординский сельский Дом культуры», руководитель Надежда Михайловна Шило

 

Фольклорный коллектив «Селяночка», МБУ «Мглинская межпоселенческая централизованная клубная система» - филиал «Деременский сельский клуб»,

руководитель Лобжина Людмила Сергеевна

 

 МБУК «Красногорский межпоселенческий культурно-досуговый центр» представляет: фольклорный ансамбль «Околица»,  структурное подразделение «Ларневский СДК», руководитель Шевцова Л.И.; фольклорный ансамбль «Беседа», структурное подразделение «Перелазский СДК», руководитель Сергеенко Н.Г.; фольклорный коллектив «Играй, гармонь», структурное подразделение «Любовшанский СДК», руководитель Шевцова Н.М.

 

Народный фольклорный коллектив «Родники», МБУК «Стародубский межпоселенческий районный Дом культуры» - структурное подразделение «Каменский сельский Дом культуры», руководитель Синельникова Надежда Исидоровна


 

________________________________________________________

В период Святок поздно вечером девушки гадали. С 13 на 14 января гадание считалось самым верным. Ритуалы были различные, в каждой деревне или селе существовали свои правила гадания.

Например, камень бросали в колодец, у кого тихо упадет, свекровь хорошая будет, а у кого громко – свекровь будет буркотливая; ходили под окно, слушали: если в хате ругались, то плохо жить будешь; под окнами домов спрашивали: «Как мою судьбу зовут?», в ответ слушали имена от хозяйки того или иного дома.

Чтобы узнать своё будущее, могли собираться и в какой-либо избе, складывая в корытце платки, свёрнутые в комочки, как зерно (потряхивали корытце): чей первый выскочит, та первая замуж выйдет.

В основном гадали на женихов, желая узнать имя суженого, его возраст или внешность, иногда гадали на дату замужества и число детей.

 

Образцовый детский фольклорный ансамбль «Ручеёк», МБУДО «Погарский ДТ» совместно с МБУК «Погарский районный Дом культуры» - структурное подразделение «Вадьковский сельский Дом культуры», руководитель Кубарева Ольга Ивановна

 

Фольклорный ансамбль «Хуторок», МБУК «Гордеевский культурно-досуговый центр», руководитель Олейник Галина Викторовна

 

Народный ансамбль русской песни «Бабочки», Муниципальное бюджетное учреждение культуры Севского муниципального района «Межпоселенческий районный культурно-досуговый центр», руководитель Бурносова Нина Александровна

 

Детский образцовый фольклорный ансамбль «Маков цвет», МБУДО «Дубровская детская школа искусств»», руководитель Кротова Ирина Александровна, концертмейстер Поляков Иван Иванович

 

Народный ансамбль русской песни «Околица» МБУК «Городской Дворец культуры им. Д.Н. Медведева» - структурное подразделение «Городской Дом культуры  п. Бежичи», руководитель заслуженный работник культуры Брянской области Шведова Лариса Вячеславовна, г. Брянск

 

 

 

МИНКУЛЬТ
Правительство
Департамент культуры Брянской области
грднт
туризм
ssylka bus gov ru
Роскомнадзор
Газета Культура