В Алешинском сельском доме культуры прошла выставка «Забытая корона русских красавиц». Выставка была посвящена истории развития старинного головного убора – кокошник. Мастером Лазаревой С.А. было представлено девять работ, которые были выполнены в различных техниках.
Кокошник – это старинный головной убор, всегда богато и красиво украшенный, от славянского «кокош», обозначает курицу, от древнерусского – курица-наседка. Во времена Древней Руси женщине нельзя было показываться с непокрытой головой. Считалось что замужняя женщина, которая ходит с распущенными волосами, способна накликать беду не только на свою семью, но и на всю деревню. Поэтому, кокошник стал важным объектом для сохранения славянских обычаев и поверий.
Когда именно возник кокошник, доподлинно неизвестно. Загадкой остается и то, как возникла традиция его ношения. Известно только, что уже в 12 веке нашей эры на Руси, под Новгородом, находили могилы знатных дам, чьи головы были украшены чем-то наподобие кокошника. Традиционно кокошник был праздничным головным убором, разрешенным для ношения, как замужним дамам, так и незамужним девицам, его носили и крестьянки, и боярышни. Отличался он лишь конструкцией и используемыми материалами – например, если простолюдинка расшивала кокошник бисером, аристократка могла позволить себе украсить его самоцветами и речным жемчугом. Некоторые кокошники были настолько дорогими, что стоимость одного аксессуара доходила до 300 рублей (для сравнения, стоимость коровы в то время 10 рублей). Но женщины даже с бедных семей имели праздничный убор, который бережно хранили, и передавали от матери к дочери.
Не всегда кокошник был и в почете, с приходом к власти Петра I стало ясно, что ему больше нет места в государстве. Этот головной убор было строго запрещено носить знатным дамам, его могли позволить себе надеть лишь крестьянки, купчихи, мещанки и жены священнослужителей. Так кокошник попал в опалу, где и оставался до самого возведения на престол императрицы ЕкатериныII , которая очень интересовалась традициями русского народа. Она и вернула в моду кокошник. Затем Николай Iввел кокошник в качестве обязательного элемента придворного платья фрейлин. До самой революции 1917 года этот головной убор оставался обязательным при посещении официальных мероприятий при дворе. Одним из последних задокументированных фактор ношения русского кокошника стала свадьба императора Николая II.
Кокошник – это аксессуар, который переживал взлеты и падения. Из головного убора простолюдинок он превратился в роскошные тиары, которые носили принцессы, королевы и императрицы. Пожалуй, это единственный элемент русского костюма, который смог пройти сквозь эпохи и остаться популярным. Что это один из самых красивых головных уборов мира, и сегодня покоряет сердца миллионов, показывая, что русская культура – это мировое достояние.
Лазарева С.А., худ.рук. Алешинский СДК. Фото автора.
Лазарева С.А., худ.рук. Алешинский СДК.
Фото автора.